Мифы и факты: легко ли быть русским дворянином?

Сегодня у нас не совсем обычный выпуск. Мы перенесемся на пару веков назад, чтобы ответить на вопрос, так ли легко жилось аристократам в России, как нам иногда кажется.

Ксения Брагина, корреспондент:

«Расскажите, пожалуйста, кто такой дворянин в 19 веке в России?»

Владимир Питюков, доктор педагогических наук, профессор Российской Международной академии туризма:

«Было два типа дворян: столбовые дворяне, те, которые наследовали свой титул из поколения в поколение и более ста лет этот титул передавался, даже более того, и жалованные дворяне, те, которые заслужили этот титул. Он царским указом, императорским указом назначался и не всегда наследовался».

Ксения Брагина:

«Правда ли, что дворянин – это такой беззаботный человек, которому не нужно работать?»

Владимир Питюков:

«В пародийном смысле, наверное, можно говорить о том, что дворянин – это бездельник, который мало чем занимается, мало за что отвечает. На самом деле, в действительности это было не совсем так. Почему, потому что дворяне вынуждены были очень много трудиться. Очень много. И в первую очередь именно своим трудом доказывать то высокое звание, которое они наследовали и несли по жизни».

Ксения Брагина:

«Чем они занимались, они работали?»

Владимир Питюков:

«Были разные виды работ. Кто-то служил, кто-то служил на военной службе, а кто-то, в основном это женщины, управляли имением, которые находились за городом. Кстати говоря, женщины настолько умело управлялись со своими имениями, что не имели даже возможности порой целыми годами покинуть имение, потому что все было завязано на них.

В отличие от женщин во многих европейских странах, женщина в России могла обладать своей недвижимостью. Это накладывало отпечаток на то, как они относились к своему имению. Иногда в силу необходимости ответственность приумножать богатства падало на плечи незамужних дочерей.

По мнению англичанки мисс Вильмот, «русские матроны» пользовались «огромной независимостью в этом деспотическом государстве», независимостью и от сыновей, и от мужей. С изумлением она писала о том, как какая-то помещица уехала одна, без мужа, устраивать «свои дела в ее поместье в Украине» — ситуация, невозможная в туманном Альбионе.

Вы знаете, по этому поводу я должен сказать, что современные женщины тоже унаследовали от прежних дворянок это умение управлять хозяйством. Я помню, мне встречалось исследование, это, правда, было в 80-е года прошлого столетия, его ставили на ЗИЛе, социологи ставили исследование, они пригласили правком, мужчин и женщин, работающих на ЗИЛе, и попросили их достать из карманов те средства, которые у них при себе имеются. Самые крупные суммы, которые оказались в карманах мужчин, равнялось 3 рублям с какими-то копейками. Женщины доставали по 50 и даже по 100 с лишним рублей. Такая традиция, что на женщине завязано хозяйство, для России, вероятно, характерно».

Ксения Брагина:

«Причем это и крестьян тоже касается, я так понимаю».

Владимир Питюков:

«Это касается даже нас, современных людей. Посмотрите сегодня, по-моему, это исследование можно повторить, мы получим примерно такой же результат. За редким исключением».

Ксения Брагина:

«Как мы видим в литературе зачастую, живет семья, у них есть дом в деревне, у них есть дом в Москве, у них есть дом в столице, в Санкт-Петербурге, если мы говорим о 19 веке. Что они делают, в основном, делают визиты, посещают оперу, ходят на балы и, в принципе, больше ничего. Так ли это?»

Владимир Питюков:

«Таким количеством недвижимости обладали единичные представители дворянства. В основном дворянство вело такой уклад жизни, что жены с детьми находились в загородных имениях и практически весь год они находились там. В редких случаях они выезжали в районный центр, в столицу – это было исключительным случаем. Попасть в Москву или Санкт-Петербург сделать какие-то покупки – это было из ряда вон выходящим событием для большинства дворянских семей. А мужчины, если они были привлечены к службе, жили в городе, но при этом чаще всего они снимали жилье. Не имели собственного жилья».

Ксения Брагина:

«Мы можем воссоздать обычный день дворянина – и мужчин, и женщин?»

Владимир Питюков:

«Если это жалованный дворянин, то он, безусловно, служит. Начинался день очень рано. Точно так же, как и сегодня мы начинаем рабочий день: с восьми, реже с девяти часов. Что касалось женщин, которые управляли своими имениями, их день начинался еще задолго до восхода солнца. В темноте они поднимались, при свечах, при лучинах готовили еду, завтрак, прибирали себя, делали туалет, в конце концов, начинали раздавать необходимые распоряжения и управлять своим хозяйством. И заканчивался день тоже далеко когда солнце заходило».

Ксения Брагина:

«То есть неважно, дворянка ты или нет, поспать все равно не дадут, я так понимаю. Дворянин – это навсегда?»

Владимир Питюков:

«С точки зрения социально-психологической, наверное, да. Почему, потому что с малолетства у дворян воспитывалось чувство долга, чувство чести и достоинства. Вы знаете, что слово чести и достоинства было не пустыми звуками для этих людей, и любое попрание чести и достоинства наказывалось вплоть до того, что люди сталкивались на дуэлях.

Дуэли – такая же неотъемлемая часть русского дворянства, как балы и поездка на «воды». Европейская мода на поединки добралась до Российской Империи только во времена Петра I. Спустя полвека дуэли оказались под запретом. За это лишали чинов и могли даже конфисковать имущество. Екатерина II приравняла убийство на дуэли к уголовному преступлению, а зачинщиков пожизненно ссылали в Сибирь. При этом меньше их не становилось, а в ХIХ веке в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка. Интересно, что на Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор — с десяти».

Ксения Брагина:

«Есть такой стереотип. Правда ли, что российский дворянин жил и вел себя, и был воспитан хуже, чем европейский?»

Владимир Питюков:

«Вы знаете, мы традиционно, русские люди, любим кивать на запад. В те времена тоже такое было, такое существовало. Действительно, может быть, самодержавие, которое установилось в России, привело к тому, что вольностей гораздо меньше. Западная Европа в этом смысле была более прогрессивной. Но когда Петр I решал вопрос с поднятием на новый уровень всего российского государства, он дворянских детей стал отправлять на обучение заграницу. Эти люди, действительно, получали там неплохое образование, прогрессивное образование по тем временам, но вместе с тем, возвращаясь сюда, они привозили не только образование, но и вольнодумные идеи».

Ксения Брагина:

«Резюмируя то, что мы сейчас говорили, зная о том, как жили дворяне, даже возьмем 19 век, как Вы считаете, в таком режиме мы могли бы сейчас существовать?»

Владимир Питюков:

«Не знаю. Конечно, сегодня мы не имеем каких-то дворянских родов у нас в России, тем не менее, есть люди, которые прославляют нашу современную Россию своими трудами, и это дает им определенные социальные дополнительные преференции, которыми они пользуются. Это нельзя назвать дворянством, но тем не менее, вот этот подход, когда человек, не имея изначально каких-то по рождению задатков претендовать на высокопоставленные должности, получает возможность подняться достаточно высоко, благодаря своему самоотверженному труду или даже подвигу».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибку и нажмите клавиши Ctrl + Enter

Комментарии

user
Анонимно
02.11.2021 23:43
Очень интересно  , Спасибо
Сайт himkismi.ru использует файлы cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Принять