Георгий Шереметьев, пилот – Лица Химок

Свой путь в небо Георгий Павлович Шереметьев начал в раннем детстве. Его отец – летчик. После войны работал на аэродроме в Ростовской области. Осуществлял так называемые вывозные рейсы – перевозил советских солдат из-за границы на Родину.

ГЕОРГИЙ ШЕРЕМЕТЬЕВ, ПИЛОТ

Я постоянно был на аэродроме, отца встречал. Самолет прилетел, надо его обслуживать. Капоты мыть. И мне кричали: Жора, пошли мыть «компоты». Короче, вся жизнь у меня была с аэродромом связана. Отец меня брал с собой в полеты часто.

Будучи выпускником школы, юный Жора решительно заявил – пойдет в летное, чтобы продолжить дело своего отца. Однако тот всячески отговаривал мальчишку. Убедил его подать документы в Ростовский Институт сельскохозяйственного машиностроения. Но небо не отпускало. Параллельно учебе Георгий Павлович устроился в летный отряд. На должность механика.

«Когда тебе, пацану, начинают доверять, мол, Жора, пойди прогрей двигатели. По особой технологии, чтобы все было соблюдено. Это, понимаете, как-то приятно, мальчишке такому».

Решено больше никого не слушать и переводиться в летное училище. Перечить Георгию не стал даже отец. Поехал в Киев, чтобы узнать, как перевестись в авиационный университет.

«А я, пока он летал, документики забираю. У меня был диплом с серебряной медалью, и в летное училище – раз. Папа приезжает, а я говорю: «а я уже все, я в летном училище». Он: «ах ты какой, обманул меня».

Днем летал, вечером учился. Георгий Павлович стал быстро набирать обороты. Первым освоенным самолетом стал «АН-2».

«Летал я один. Это, конечно, тяжело. Самолет «АН-2» летал на малых высотах: 150-200 метров. Летом жарко, очень большие болтанки».

«А после этого на что вы пересели»?

«Пять лет отлетал на ИЛ-18. Прекрасный самолет. Они до сих пор летают еще. Мало осталось, но летают. Тут как раз приходит новый самолет «ИЛ-86». Так, кто ребята? Кто поедет? Я первый. Я первый, никаких вопросов. Переучивались мы во Внуково. Там летный отряд и мы там занимались. Ну сколько? Полгода было. В июне я уже пришел в летный отряд. Тут уже короткая программа была. В качестве второго пилота. Один месяц я полетал в качестве второго пилота и сразу на командира корабля. Все двадцать лет до ухода на пенсию был командиром корабля «ИЛ-86». Прекрасный самолет».

«До начала интервью мы с вами разговаривали о принципиальном отличии самолетов. Понятно, что дело в грузоподъемности, в чем еще? Вам как пилоту, когда вы садились за штурвал одного и пересаживались за штурвал другого, в чем разница чувствуется»?

«Это громадная масса. Вы представляете? И эту громадную массу удержать».

В практике пилота Шереметьева бывали случаи, когда приходилось бросать все силы на то, чтобы удержать самолет в зоне взлетной полосы. Один из таких произошел в декабре 1982-го года. Из-за погодных аномалий лайнер не смог приземлиться в аэропорту Шереметьево. Садились во Внуково.

«Начал тормозить, а он не тормозится. И вот эти 120 тонн на посадке удержать надо на полосе. Я смотрю, а по краям полосы идут белые фонарики, потом желтые – говорят о том, что 900 метров осталось, потом красные, что 300 метров осталось. Ну думаю все – сейчас мы в овраге. И она у меня тут задёргалась, несколько раз и сделала торможение. Я так нервно рассмеялся. А в это время за спиной у нас корреспондент газеты «Правда». Он стоял в этом рейсе за спиной и видел всю работу экипажа в этот напряженный момент. У меня есть в газете интервью, он написал очень интересно».

На вопрос, не хотелось ли бросить профессию после таких случаев, Георгий Павлович не раздумывая отвечает – нет. Говорит, самое главное все выполнять по инструкции.

«В кабине не должно быть болтунов. Все нацелено на то, чтобы выполнить так, как положено. А некоторые забывают об этом. Начинают отвлекаться. Или газету возьмет в руки читать. Я говорю: уберите газету. Да она летит вроде сама. Не сама. Ты обязан наблюдать за всеми приборами. Что-то вдруг пойдет не так, да? Надо вовремя среагировать».

Георгий Павлович Шереметьев называет небо своим вторым домом. Здесь он нашел себя. А еще – любовь всей своей жизни. С юной стюардессой Валентиной познакомились на борту самолета. В 1961-м году. С тех пор никогда не расставались.

«– Валентина Иосифовна, она тогда Валя была, угостила меня конфетками, леденцами. Я угостил ее персиками.

– А я тогда первый раз персики увидела.

– Три часа полета пролетели быстро».

– Можно сказать, что ваш брак был заключен на небесах. Вы в небе решили связать свои жизни».

– Многие так и сравнивают. Так оно и есть, по сути дела. По характеру подошли, по взглядам подошли».

В рейсы ходили не вместе и каждый полет становился для пары настоящим испытанием.

ВАЛЕНТИНА ШЕРЕМЕТЬЕВА, СУПРУГА

Я всегда сильно ждала и когда какие-то задержки, я очень сильно переживала. Я же сама пролетала 7 лет стюардессой, я знаю, что такое полет. Он, тем более, командир, он сам ведет. Он грамотный, хороший.

«Я улетал, и вот 21 день командировки были. По месяцу были. Ни позвонить, ни узнать. Изведешь себя весь: как родители, как жена, как дети»?

В браке Георгий и Валентина Шереметьевы уже 62 года.

«Спрашивают, вот как вы прожили? Вот так вот. Самое главное – выйти вовремя из дома. Выйти, вокруг дома прогуляться. Подышать свежим воздухом. Прийти и сказать: «мы завтра едем отдыхать.

– Остыть за два круга.

– Ну да. И в доме погаснет пыл».

Георгий и Валентина Шереметьевы давно научились слышать друг друга, находить компромиссы. В любви и заботе воспитали двоих сыновей. Они, к слову, пошли по стопам родителей – связали свою жизнь с авиацией. Старший – бортовой инженер. Младший – командир воздушного судна.

«Сын младший, Алексей, летает. И мне это небезразлично. Я за него всегда переживаю. Переживаю. Хотя знаю, что он грамотный. Командир корабля «Боинг-777».

В преддверии столетия Гражданской авиации Георгий Павлович с ностальгией вспомнил свой последний полет. Говорит, что скучает по небу. Но понимает – всему свое время.

«Последний полет был в Стамбул. Как-то грустно уходить всегда на пенсию. Я почувствовал, что с годами наступает такой момент физиологический, что дальше уже нельзя. Это был 2002-ой год. В конце января я уже попрощался. В отряде меня проводили. Поздравили. Сказали спасибо за работу. Приятно».

Сегодня Георгий Павлович является членом Шереметьевского профсоюза летного состава. Он – почетный гость и участник профильных форумов и встреч. Но самое главное – любимый отец и супруг.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибку и нажмите клавиши Ctrl + Enter

Комментарии

Оставьте комментарий первым

Сайт himkismi.ru использует файлы cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Принять