Ирина Химич, стюардесса рейса Тбилиси-Батуми-Киев-Ленинград в 1983 году – Лица Химок

18 ноября 1983 года самолет ТУ-134 готовился к транзитному рейсу Тбилиси-Батуми-Киев-Ленинград. Посадка проходила штатно.

Ирина Химич, стюардесса рейса Тбилси-Батуми-Киев-Ленинград в 1983 году

В самом конце пришла из депутатского зала компания. Несколько человек. Я так в окошко смотрю, в иллюминатор, идет такой: рыжий, один. На нем такая шапочка интересная. Колпак такой. Как показывали вьетнамские фильмы, там у них зелененькие такие, такие бортики. Какая-то она как каучуковая. Мы взлетели.

Спустя двадцать минут над землей, стюардесса Ирина Химич вышла в салон самолета. Оценить обстановку, предложить пассажирам воды.

Ирина Химич, стюардесса рейса Тбилси-Батуми-Киев-Ленинград в 1983 году

В этот момент вижу, что один из пассажиров держит в руке гранату и кричит: «Всем лечь, иначе я взорву самолет». Другой – бутылкой шампанского ударил впереди сидящего пассажира по голове и выстрелил ему прямо в ухо. Они заволокли меня назад в служебное отделение. И сказали: «стучитесь к экипажу и говорите, чтобы мы летели в Турцию».

Это были те самые молодые ребята, зашедшие на борт последними. Как станет известно позже – золотая молодежь, жаждущая сломать Советскую систему и покинуть границы Союза.

Ирина Химич, стюардесса рейса Тбилси-Батуми-Киев-Ленинград в 1983 году

Меня толкнули и не дали сообщить экипажу, чтобы экипаж был готов. Они меня отшвырнули. В служебном отделении есть место для контейнеров. Я упала и потеряла сознание.

Тогда захватчики взялись за напарницу, стюардессу Валентину Крутикову. Девушку прижали к двери кабины пилотов и вынудили обмануть экипаж.

Ирина Химич, стюардесса рейса Тбилси-Батуми-Киев-Ленинград в 1983 году

Когда они открыли дверь, Валентину они отбросили и начали сразу же стрелять. А я уже когда очнулась начала на кнопку, как бы, сигнал, то кабина была уже открыта. Они начали стрелять. Они сразу выстрелили в проверяющего. Потому что он вот так вот практически стоял. Практически за бортинженером. Так обычно делают. Как потом выяснилось, они в Шарбатяна выстрелили 6 раз. У него были очень серьезные травмы. Он истекал кровью, и спасти его уже было невозможно. Вдруг я слышу мат такой грузинский, и, говорит, откуда стреляют? Как потом выяснилось, это Володя Гасоян.

Сидевший за шторкой штурман, воспользовался служебным оружием. Началась перестрелка.

Ирина Химич, стюардесса рейса Тбилси-Батуми-Киев-Ленинград в 1983 году

Схватили меня, поставили мне на плечо пистолет и начали. Ребята оттуда палят, а эти палят с моего плеча. Я только слышу: пиу-пиу-пиу. Вот этот вот свист пуль и все. Он мне все говорил: я тебя сейчас убью. Я говорю: не убивай, у меня дочка маленькая, три года.

Несколько часов в напряжении летели почти шестьдесят пассажиров и члены экипажа. Террористов уверяли – держат курс на «свободную Турцию». На деле – на землю передали сигнал о попытке угона лайнера. Экипажу дали приказ садиться в Грузии. По легенде – чтобы дозаправиться.

Ирина Химич, стюардесса рейса Тбилси-Батуми-Киев-Ленинград в 1983 году

Когда я увидела, что мы садимся, у меня начало на автомате работать, что надо приоткрыть дверь. Самолет катился по бетонке. Я потом еще теряла сознание. Они били. Я уже сама не своя, но все равно соображала, что я делаю. На каком-то автомате.

Понимая, что, увидев оцепленный грузинский аэропорт, террористы не на шутку разозлятся и, скорее всего, снова откроют огонь, Ирина Химич решается покинуть борт на ходу. Не одна. С напарницей Валентиной Крутиковой.

Ирина Химич, стюардесса рейса Тбилси-Батуми-Киев-Ленинград в 1983 году

Я ей говорю, мол, Валя, давай. Прыгай. Нет, я боюсь.

Когда оправится и придет в себя, она узнает – Валю, побоявшуюся прыгнуть вместе с ней, убили, как только самолет совершил посадку.

Ирина Химич, стюардесса рейса Тбилси-Батуми-Киев-Ленинград в 1983 году

Мы с ней очень дружили. Мы с ней вместе заканчивали учебно-тренировочный отряд. В одной группе. От Вали у меня остался подарок, как я говорю. Я не могла отцепиться. Она меня каблуком ударила по руке, чтобы я отцепилась. Каблучки у нее тоже были тоненькие. Мы с ней были помешаны на обуви на хорошей. А я не знаю, как я смогла с трехметровой высоты, еще плюс самолет, который двигался со скоростью 40 или 50 километров в час, я даже не могу представить, как я вот выпрыгнула из самолета. Помню четко. У меня такие высоченные каблуки были. Белые сапоги, за которые меня хотели снять с рейса, потому что по форме нужны черные. И я вот так вот выпрыгнула. Сгруппировалась. И только вот так вот рукой облокотилась, чтобы не завалиться. Мне показалось, что я упала. Какое-то такое все затуманенное, непонятное сознание. Невозможно передать.

В состоянии аффекта Ирина Химич пробежала несколько десятков метров. Не понимая, что делает, вскарабкалась на лестницу, где располагалась служба бортпроводников.

Ирина Химич, стюардесса рейса Тбилси-Батуми-Киев-Ленинград в 1983 году

Моей дочке три года, муж – моряк, что с Валей – вот это три фразы, которые я повторяла в течение какого времени – никто не знает. 24.21

Спустя 6 часов спасатели найдут ее именно там. Отвезут в госпиталь. В больнице с черепно-мозговой травмой и серьезными повреждениями позвоночника она проведет долгих 4 месяца.

Ирина Химич, стюардесса рейса Тбилси-Батуми-Киев-Ленинград в 1983 году

Когда я прыгнула, видно, из самолета, они все «умерли». Я на вытяжке лежала, чтобы поправиться. Потом ходила на костылях.

Осознание, что жизнь разделилась на «до» и «после» придет не сразу.

Ирина Химич, стюардесса рейса Тбилси-Батуми-Киев-Ленинград в 1983 году

Мозги долго встают на место. Я не скажу, что я умом тронулась, но ты четко понимаешь, что сейчас ты не можешь этим заниматься и вообще не сможешь никогда.

Пройдет 34 года и о захвате ТУ-134 снимут фильм. Расскажут о сложной судьбе «золотой молодежи» и почти ничего – об экипаже, который делал все возможное, чтобы спасти 60 пассажиров, сидящих на борту авиалайнера.

Ирина Химич, стюардесса рейса Тбилси-Батуми-Киев-Ленинград в 1983 году

Там все крутилось вокруг этих террористов. Как им было плохо. Еще что-то. Мы думали, что будет крутиться вокруг членов экипажа, вокруг Володи, благодаря которому, я считаю, мы остались живы.

Штурману Владимиру Гасояну и командиру экипажа Ахмадгеру Гардапхадзе присвоили звания героев СССР. Изрешечённый пулями ТУ-134 списали. А об истории, произошедшей почти 40 назад, сегодня вспоминают только по особым случаям.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибку и нажмите клавиши Ctrl + Enter

Комментарии

user
Анонимно
03.04.2023 09:43
Да,это было в нашем аэропорту,в Тбилиси,мы все это пережили и прочувствовали ,переживая за всё происходящее,там в самолёте и и на посадочной полосе и было  непонятное и шандарахнущее ощущение ,но до конца не осознавали и не могли верить - всему происходящему,словно над головой нависло что,-то непонятное и угрожающее....Бортпроводница похоронена в нашем поселке,напротив кинотеатра...
user
Анонимно
22.11.2023 16:56
В этой драме погиб пассажир рейса мой дедушка Абоян П.И., те события, которые произошли 40 лет назад, помнят все в моей семье.  
Сайт himkismi.ru использует файлы cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Принять