Узники Освенцима в галерее им. С.Н. Горшина

Кисточки, гипс, краски и даже ватные палочки. В арсенале реставратора есть всевозможные инструменты для кропотливой и долгой работы. Алексей Кленчев восстанавливает скульптуру Людмилы Медведевой «Дети Освенцима».
                                                                                       Алексей Кленчев, реставратор:

— У этого мальчика рука отсутствовала.

— Вы заново делали её?

— Ну, это называется реконструкция по инерции. У нас не было ни реконструкции, ни рисунка. Мы прикидывали, как по анатомии эта рука идёт, и продлили её.

— И здесь, похоже, не хватает деталей. Видно, что фигуры как будто бы прижимаются к какой-то невидимой проволоке или забору и пытаются через него что-то разглядеть, как обычно изображают узников. Будете добавлять сюда?

— Это ограждение — колючая проволока, которая заключает все персонажи. И у скульптора была такая проволочка, которая нам давала представление символично. Мы планируем её восстановить.

В художественной галерее имени С.Н. Горшина в Химках планируют открыть выставку, посвящённую 75-летию Победы. Эта композиция станет одним из экспонатов.

Марина Самбур, заведующая отделом по основной деятельности Химкинской картинной галереи им. С.Н. Горшина: «Эта скульптура замечательного художника, скульптора Людмилы Александровны Медведевой. Людмила Александровна жила в нашем городе Химки, на улице Лавочкина. Прожила здесь всю свою жизнь. Людмила Александровна, конечно, знала о существовании нашей галереи, к нам иногда приходила. В 2017 году Людмилы Александровны не стало. Она завещала своей племяннице своё наследие передать нашему музею».

Родственники скульптора передали галерее несколько произведений. Некоторые уже выставляются, некоторые ожидают реставрации. Эта композиция состоит из шести детских фигур. Они символизируют всех малолетних узников Освенцима, одного из самых страшных концлагерей.

Марина Самбур, заведующая отделом по основной деятельности Химкинской картинной галереи им. С.Н. Горшина: «Скульптура гипсовая, состоит из 5 частей. Вот эти два мальчика существуют отдельно. И конечно, соединять её единым комплексом мы не собираемся: во-первых, так удобнее хранить, ну а во-вторых, такая задумка была у художника. Гипотеза такая, что эта скульптура была макетом для городского памятника, но памятник не был реализован. Вот, собственно, то, что мы имеем».

Главные реставрационные работы уже завершены. Алексей восстановил отбитые части скульптуры, очистил её от частиц пыли, затонировал и укрепил основание.

Алексей Кленчев, реставратор: «Правда, вот сам цвет мне не совсем понятен. Белый гипс, он сам по себе не выявляет рельеф. Именно затонированный гипс, он больше работает на рельеф, на объем. С другой стороны, если эта вещь предполагалась в конечном итоге, если её хотели изготовить из бронзы, то, по идее, тут должно быть бронзирование. Патинирование под бронзу».

Почему скульптор выбрала для своей работы именно серый цвет, мы теперь уже никогда не узнаем. Остаётся лишь строить догадки. Возможно, этот ход был сделан для того, чтобы передать чувства и настроения узников концлагеря. По официальным данным, с 1941 по 1945 год в польском Освенциме были убиты около 1 миллиона 400 тысяч человек.