Мифы и факты: абстрактный экспрессионизм: творения гениев или хаотичная «мазня»?

Абстрактный экспрессионизм – венец всех споров и сомнений по поводу ценности работ современного искусства. 7 декабря, в день основания государственного Эрмитажа, мы решили попытаться разделить мифы и факты в таком направлении изобразительного искусства, как абстрактный экспрессионизм.

На кадрах из документального фильма «Что за хрен этот Джексон Поллок?» - полотно, которое за 5 долларов купила в комиссионном магазине американская пенсионерка в качестве подарка для своей подруги. От такого презента именинница отказалась, и владелица картины оставила полотно у себя, чтобы кидать в него дротики. Позже, благодаря судмедэкспертизе удалось выяснить, что состав краски и отпечатки пальцев на полотне принадлежат основателю и лидеру абстрактного экспрессионизма американцу Джексону Поллоку. Ряд экспертов оценили работу в 50 млн долларов. А случай в очередной раз доказал, насколько искусство и суждения о нем относительны и субъективны. И абстрактный экспрессионизм – венец всех споров и сомнений по поводу ценности работ современного искусства. 7 декабря, в день основания государственного Эрмитажа, мы решили попытаться разделить мифы и факты в таком направлении изобразительного искусства, как абстрактный экспрессионизм. Разобраться в этом вопросе нам поможет известный художник Александр Белугин, член российского, китайского и английского союза художников, чьи работы хранятся в галереях и частных коллекциях полутора десятка стран: от Японии до Англии.

Александр Сергеев, корреспондент:

«Александр, в массовом сознании существует такой стереотип, что абстрактный экспрессионизм - это направление в искусстве, которое не имеет конкретных форм, очертаний, правил. Творить в нем может любой человек. Даже ребенок. Вы, как профессионал, работающий в этом направлении, объясните, что же собой представляет абстрактный экспрессионизм?»

Александр Белугин, художник:

Если коротко отвечать, то массовое сознание право. Все дети до семи лет работают в системе абстрактного экспрессионизма. Но для того, чтобы работать человеку после семи лет, для этого нужно понимание. Почему так работать, зачем так работать, что это из себя представляет. И само понятие абстрактный экспрессионизм появилось в 20 веке. Оно отражает сущность переживаний души человека. И как говорят современные психологи, это свойственно всем людям, которые нас смотрят и слушают, все люди находятся в состоянии тревожном. Любой не сможет сотворить картину в стиле абстрактный экспрессионизм. По закону изобразительного искусства, ценность картины не в том, что на ней изображено. А в том, кто ее изображает. И чем более человек знающий, ведающий вселенские законы, по которым живет душа творца. Творца самого главного, а второе – сотворца. Каждый из нас гений. Но после 7 лет эта позиция стирается из сознания каждого из нас, позиция гения, таланта человека, связанного с высшими силами. Потому что не зря все великие люди, в том числе Иисус Христос, говорил, берите пример с детей. Абстрактный экспрессионизм – искусство без правил. Но самое главное правило – удалить от себя правила. Это адский труд.

А можете сказать, что изображено на ваших картинах? Давайте с этой картины начнем. Или, о чем вы думали, когда ее писали?

Вот теперь я вынужден рассказать, о чем говорят искусствоведы, о правилах абстрактного экспрессионизма.

Так все-таки правила существуют?

Нет. Они существуют, чтобы от них избавиться. Абстракция – обобщение и удаление лишнего и ненужного. Экспрессионизм – выражение. Значит максимально выразить главное. Я всегда на выставках говорю, широко закройте глаза, откройте свое сердце. И посмотрите сюда.

Но хочется узнать точку зрения автора, о чем он думал.

К сожалению, автор во время написания картины - это одно из условий абстрактного экспрессионизма - автор не должен ни о чем думать. Процесс думания – противоположный процессу творчества. Это рассказать, о чем я думал. Шесть часов буду рассказывать, о чем я думал. Это только во время написания этой картины. 0400. Потому что сознание – это как облака. Политика, Путин. Горбачёв. Столько всего, если я начну об этом рассказывать, вам это не нужно. Важно, как говорят теоретики искусства, сотворчество. Человек со свободным сознанием, душой пришел, и он вдруг ощутил некий поток. Есть чистая энергия. И вот на выставке люди спрашивают, как понимать картину. Не надо понимать. Вы когда смотрите на облака, там есть процесс. А женщины стоят и говорят, что это дерево, а это собачка, кошка. А там не делает никто ни кошек, ни собак. Кошки, собаки здесь живут. Там нет собак. И это процесс. Тут нет линий, овала. Моя задача, чтобы этого не было. Когда этого нет, тогда картина приближается к понятию, которое называется творческий процесс.

На ваш взгляд, самая выдающаяся картина в этом направлении, которая заслуживает внимания.

Нет таких картин. И мои тоже не являются. Глубокая картина это та, которая есть у вас внутри. Эта картина называется «Я».

Ну, которые продаются за баснословные деньги?

Вы тоже продаётесь за баснословные деньги.

Я еще не продавался.

Зря вы так думаете, вы уже проданы. И вы уже куплены.

Работодателю своему?

Конечно. И сами побежали, чтобы себя продать. Это нормально.

Нет, мы все-таки говорим про творческие работы, картины. 

Картины известного всему миру художника Вангога не стоили ничего. Он продавал свои картины за похлебку супа. Супом покормили, спасибо большое. Картины стоят сейчас 330 млн долларов. Второй художник Пиросмани. Друг во Франции сделал выставку картин Пиросмани, был фурор. Весь Париж гудит. Мы открыли нового художника Пиросмани. Кто привёз эти картины, ему платят большие деньги. А в это время сам художник в подвале под лестницей умирает от голода. Чего стоят его картины?

Поль Сезан, французский художник. Первую выставку сделал в 52 года А до этого ходил рисовал и картины выбрасывал. А жители города подбирали картины и в свинарке забивали ими окна.

Самый лучший художник в этом направлении абстрактного экспрессионизма – Джексон Поллок. Он никогда трезвым не был. И ни одной картины в нормальном состоянии не писал. Глубокий алкоголик. И все его картины – это желание выкарабкаться, почувствовать себя нормальным человеком. Стоимость картины абстрактного экспрессионизма – бесценна. И в каждое время каждому художнику человек дает собственную оценку. Пройдет 150 лет, и работы Джексона Поллока, возможно, нисколько не будут стоить. Опять же поднимутся работы Рембрандта или Леонардо Да Винчи. Может, через 150 лет весь мир будет говорить о русском художнике Иванове. Будут в «Третьяковку» ломиться. Китайцы будут стоять миллионами в очередь в галерею, американцы. Потому что в явлении, которое будет называться «художник Иванов», оно для того времени будет актуально. Для каждого времени актуальность приобретает свое значение. Да, сейчас так.

Умение преподнести так, чтобы понравилось потребителю – основа маркетинга, которая во все времена успешно работала. И позволяла безымянное полотно преобразить в произведение изобразительного искусства, стоимостью в целое состояние. Произведения искусства действительно трудно оценить, поэтому проще согласиться с тем, что они бесценны. Но при этом всегда продаются. И платит всегда тот, кто умеет ценить. Или тот, кому внушили, что сейчас это гениально, модно и отвечает всем требования самого высокого вкуса.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибку и нажмите клавиши Ctrl + Enter

Комментарии

Оставьте комментарий первым

Материалы по теме