На этих кадрах российская ракета-носитель «Зенит» доставляет на орбиту ангольский космический аппарат «Ангосат». Он предназначен для обеспечения вещания на территории Республики Ангола и всего африканского континента.
А это уже запуск американской ракеты «Antares» с грузовым кораблем «Cygnus». Через несколько часов он пристыковался к МКС и доставил на станцию десятки тон полезного груза для научно-исследовательских работ. У этих ракет разные задачи, принадлежат они разным странам, но объединяет их одно: двигатели созданы в стенах Химкинского НПО «Энергомаш».
Повод вспомнить о достижениях отечественного ракетостроения - день рождения Виктора Никоноровича Семенова. Химчанину исполнился 81 год. Еще в 70-х годах, будучи инженером на «Энергомаше», он создал жидкостный ракетный двигатель. Такие и сегодня используют для отправки людей и грузов на орбиту.
Его биографию не найти на страницах Википедии, на улице прохожие не обратят никакого внимания на пенсионера. А между тем Виктор Семенов лично знаком с президентом, его знает Илон Маск, а в США химчанина регулярно приглашают в качестве консультанта. Интересный факт: Соединённые Штаты, несмотря на предоставленную в их распоряжение техническую документацию, так и не смогли наладить производство ракетных двигателей РД-180. Поэтому продолжают закупать их у химкинского предприятия.
Пик профессиональной деятельности Семенова пришелся на начало 70-х, когда он проработал на предприятии уже более десяти лет. Работа над проектом «Энергия» — «Буран» стала делом всей его жизни. Стояла задача создать многоразовую транспортную космическую систему, которая бы доставляла груз на орбиту и возвращалась обратно на Землю. Инженеры трудились над созданием двигателя, устойчивого к большим нагрузкам, способного вывести на орбиту многотонную систему.
Виктор Семёнов, ракетостроитель:
«Это же восемьсот тонн. А Гагарин летал 86 тонн. Представляете разница какая?
Потребовались материалы. Новые, высокопрочные, жаропрочные. Их никто никогда не использовал. Они все трещали. Просто, как стекло.»
Будучи инженером-механиком сварочного производства, Виктора Семенова назначили ведущим инженером по пайке, чтобы создать уникальные соединения металлов. Они должны были выдерживать физические и химические нагрузки, которые воздействуют на летящий в космос ракетный двигатель. Семенов с коллегами создал установку в стенах «Энергомаша», она позволяла испытывать металлы на прочность в условиях реальных нагрузок.
Виктор Семёнов:
«И мы установили, какие металлы, существующие в мире, чувствительны к расплаву припоя. Оказалось, что они все чувствительны. Выбрать нечего. И тогда началось второе решение задачи: как на этих же металлах уйти от трещин. Потребовалось глубокое изучение физико-химических процессов. В субботу и воскресение я в восемь часов в Химках на станции. В 10 открывается «Ленинка». К 10 я там, чтобы хорошее место занять у окна. Вот такими проблемами жил.»
Сотни часов в главной советской библиотеке страны, месяцы бесконечных экспериментов, проб и ошибок дали результат. Виктор Семенов нашел вариант пайки, который позволил создать сплав, устойчивый к нагрузкам. Это был сногсшибательный результат, научное открытие, детали которого и сегодня засекречены. Впоследствии так же были решены проблемы сварки и ковки ракетного двигателя. И вот РД-170 впервые был успешно опробован. 15 ноября 1988 года челнок «Буран» совершил космический полёт. Он был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия», совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме с использованием советского бортового компьютера и программного обеспечения. Полет вошёл в книгу рекордов Гиннеса.
Судьба Виктора Семенова удивительна не только научными достижениями. Поражает сила его характера, которую он демонстрировал с детства. Вместе с семью братьями, сестрами и родителями Виктор Семёнов жил в деревне рядом с Химками в землянке на 8 квадратных метрах. Спали они на сене и соломе. В 1947 году из-за голода он чудом остался в живых.
Виктор Семёнов:
«В школу я пришел, меня не брали. По состоянию здоровья, врачи меня не пропустили. В ноябре месяце я пришел, уже снежный покров был. Я пришел в одних брезентовых трусах. Учиться очень хотел. 1640. 1655 Учительница посмотрела, и спросила, куда я пришел. Я ответил, что в школу. А почему раздетый и разутый. Я говорю, что у меня ничего нет.1700. Я помню щедрость детей, хотя очень сложное время было в послевоенное время в семьях. Меня одели и обули.»
К 16 годам Виктор Семенов весил всего 42 килограмма. Его не брали в военное училище по состоянию здоровья, куда он хотел поступить, чтобы не голодать. И тогда он решает изменить свою судьбу
Виктор Семёнов:
«Я начинаю над собой работать. Или буду жить или помру. Я начинаю усиленно заниматься физической нагрузкой. За год я вышел на километр бега. Причем бега по времени. За два года я вышел на 10 км. И начал моржевать круглогодично. Три часа спорта в день я до сих пор продолжаю.»
А потом была служба в армии, работа на предприятии, которой он посвятил около 60 лет. И за это время Виктор Семёнов ни разу не был в отпуске, просто не хотел отдыхать. Он грезил научными достижениями и прорывом в области ракетостроения. Сегодня он научный консультант на родном предприятии, лектор ведущих технических вузов. Его авторские изобретения и патенты стали предметом изучения, многочисленные научные труды и книги востребованы в международном научном сообществе. Достижения Семенова в области ракетостроения позволили заработать химкинскому предприятию миллиарды долларов. Все свои гонорары Виктор Семенов перечисляет в детские дома.
Виктор Семёнов:
«Мне не нужно. Мне достаточно костюма, мне хватает, жилье есть, машина в подарок есть президентская в области науки. А дети, я сам дважды умирал от голода. Поэтому я и даю, чтобы дети росли. Я дал слово в детстве, если выживу, я буду помогать всю жизнь детям. В Химках, все химкинские дети – это мои дети.»
Ровно год назад, к своему 80-летию, Семенов выпустил историко-биографический труд «Космос – моя жизнь». В нем химчанин поделился воспоминаниями о своем детстве, периоде становления, ярких встречах и событиях в мире науки. Сегодня заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, лауреат Государственных премий, Виктор Семенов продолжает постигать все новое. И не теряет надежду, что недалек тот год, когда космические корабли смогут преодолевать бОльшие расстояния. Например, за счет двигателей, работающих на солнечной энергии. Но это уже совсем другая история.
Благодарим пресс-службы НПО «Энергомаш» и МБУ «ХимСпас» за помощь в организации съемок.
Комментарии
Оставьте комментарий первым