На этом двигателе, разработанном в НПО «Энергомаш», больше 20 лет американцы запускают в космос свои ракеты. Всего состоялось 95 стартов, и все они признаны успешными. Двигатель РД-180 был разработан специально для американской ракеты РН АТЛАС. Владимир Константинович Чванов – один из руководителей того проекта.
Сейчас он советник генерального директора НПО «Энергомаш». Рассказал, с чего началось сотрудничество двух космических стран.
ВЛАДИМИР ЧВАНОВ, СОВЕТНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА НПО «ЭНЕРГОМАШ»
Где-то мы в 75 году, как известно, с американцами встретились на мирной основе, был проведён запуск «Союз-Аполлон», соответственно, когда произошла стыковка космических кораблей, запущенных американской ракетой Сатурн-5, ну и наши сегодняшние, ещё работающие, ракеты, союз. Это было такое взаимное затишье мирное, где мы увидели, что мы можем выполнять вместе какие-то технические, космические, научные задачи.
Из-за того, что в Америке космодром находится ближе к экватору, оттуда было проще запускать ракеты. Чтобы быть конкурентоспособными, наши конструкторы должны были создавать более совершенную технику. Это и определило путь развития космической отрасли обеих стран, рассказал Владимир Константинович.
С наступлением 90-х вновь возник взаимный интерес к сотрудничеству. России нужны были новые контракты, так как государственные дотации свелись к минимум, а США интересовали наши технологии.
ВЛАДИМИР ЧВАНОВ, СОВЕТНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА НПО «ЭНЕРГОМАШ»
Ракетные фирмы частные. Тогда была Дженерал Дайнемикс, они как частная фирма вошли с нами в контакт для того, чтобы мы провели проектное исследование разработки двигателя для американской ракеты.
В тот момент и родился проект под названием РД-180. Параллельно, американское правительство выдало техзадание американским фирмам – создать нечто подобное, и объявило конкурс. В итоге, в финал вышли 3 фирмы.
ВЛАДИМИР ЧВАНОВ, СОВЕТНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА НПО «ЭНЕРГОМАШ»
И когда на конкурсе, о котором я сказал, выложили характеристики двигателей, то, например, двигатель МА 5 по величине удельного импульса тяги. Это характеристика, которая в первую очередь характеризует эффективность двигателей, РД-180 имел на 40 единиц более высокий удельный импульс. Это один из первых показателей, который характеризовал о том, что двигатель более совершенный.
15 ноября 1995 года состоялось первое огневое испытание.
ВЛАДИМИР ЧВАНОВ, СОВЕТНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА НПО «ЭНЕРГОМАШ»
Мы с листа практически сделали двигатель, который заработал.
В последствии, Владимир Чванов стал руководителем группы в Хантсвилле, Центре двигательного строения НАСА. Присутствовал при монтажных работах и при отладке всех систем. Важно отметить, что РД-180 прошёл испытания по всем предполагаемым программам. Он может летать как в составе лёгкого, так и тяжёлого класса ракеты. И до сих пор остаётся актуальным для современных аппаратов.
Комментарии
Оставьте комментарий первым