День народного единства. Вспомнить историю русской культуры

День народного единства – один из самых молодых государственных праздников.

Его учредили в 2004-ом, а впервые отметили в 2005-ом году. Знаменательную дату учредили в память о событиях 1612-го года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, освободило Москву от польских интервентов. Этот праздник знаменовал собой окончание «Смутного времени».

В преддверии праздника единства всех соседствующих народов мы решили окунуться в историю народа нашего. Поближе познакомиться с его культурой и ремеслами.

Лучше всего узнать о тонкостях исконно-русских традиций можно здесь – в студии творчества «Эпохи». В Химках это единственное место, где сосредоточены сразу все виды древних ремесел.

Любовь Камаева, руководитель школы творчества «Эпохи»:

«Это те самые пяльцы, на которых бабушки вышивали. Естественно, это не с тех времен, современные, но вот именно этим пальцам где-то лет 25. Найти и заказать очень сложно. Никто не знает. Именно квадратные. Это учебные. Это маленькие пальцы. Ведь если, допустим, вышивать столовое белье, нужны пяльцы большие. Размер, да? Полтора, например, метра».

Вышивка – один из самых древних промыслов на Руси. Любая славянская мастерица с помощью простых швов на ткани умела создавать удивительные узоры. Сложные, объемные, многослойные. Из поколения в поколение все русские женщины передавали друг другу свое мастерство и делились уникальными знаниями узоров. У каждого из них было сакральное значение.

Чаще всего в славянской вышивке можно было увидеть символы солнца – квадрат, ромб, крестики. Также большое значение для славян имели земля и вода. Пряма горизонтальная линия обозначала землю, волнистая – воду. Их часто изображали на рушниках и предметах гардероба.

Любовь Камаева увлекается Русью и всем, что с ней связано, без малого 30 лет. Узоры и орнаменты традиционной русской вышивки повторяет и сегодня. На воротнике жгуче-красного костюма узор, созданный ею по мотивам золотной вышивки.

Любовь Камаева:

«Здесь вышивка использовалась на подкладе. Растительный орнамент. Мне больше нравится растительный орнамент. Это вышивка шелком, не золотом. Потому мы говорим – «по мотивам» золотного шитья. Шелком, в одну ниточку. Все это «вприкреп» вышивается, как и настоящая золотная вышивка. Только шелком.»

Вы удивитесь, но этой работе уже более 25-ти лет. Выглядит она так, будто в творческую студию «сошла» с миланских подиумов, для которых ее лично расшивал какой-нибудь модный кутюрье.

Любовь Камаева:

«Я думаю, вышивка, которая сделана по мотивам народной вышивки, она не теряет вообще актуальности. Пусть, допустим, юбка не та, может быть как-то длину сделать, но верх. Ну согласитесь? Вот если пройтись в вышитом костюме, платье, по-моему, это шикарно просто и ничуть не хуже каких-то там иностранных кутюрье».

Любовь Камаева заметила, все чаще западные модельеры в своих работах обращаются к славянской культуре. Используют «наши» орнаменты.

Любовь Камаева:

«У нас намного богаче вышивка. Они у нас подглядывают. Потому что у них нет такой вышивки. У нас любой костюм взять, любой губернии, там столько всего. Они берут это и переделывают на свой лад. А мы почему-то забываем наши традиции. А казалось бы – вот оно».

Не забывать чтить и продолжать старается сама лично. Открыв студию творчества, Любовь и еще несколько человек, организовали здесь кружки. Теперь каждый желающий может прийти и поучиться древнерусским промыслам: вышивке, резьбе и росписи по дереву, а также созданию детских игрушек.

Любовь Камаева:

«Мы все шили на Руси, и мы все имели всякие тряпочки, обрезочки. Вот из них они и делались».

Кукла-мотанка – любимая игрушка детей на Руси. Особенно – девочек. Она делается без иголок и ножниц. Все руками – сначала рвут лоскуты, из них делают фигурку. Лицо, потом руки. Получается туловище – основа будущей куколки. Я не могла упустить возможности прикоснуться к древнерусскому промыслу и решила вместе с Любовью сделать такую игрушку.

Любовь Камаева:

«Мы кладем лицевой стороной. По середине у нас будет талия. Руки наверх, да, это все убираем. И заворачиваем и вот здесь нужно будет туго-туго завязать».

С непривычки лоскуты то и дело выскакивают, а туго завязать ленточку оказывается непросто.

Любовь Камаева:

«Очень туго завязать, иначе у нее слетает юбка. Ага»

Еще пара юбок, чтобы было пышно, и фартук, его носили все русские женщины поверх своих повседневных нарядов. Ну и главный атрибут образа – косынка. Любовь Камаева говорит – не каждый умеет завязывать ее правильно, по-русски.

Любовь Камаева:

«Руки помнят. Генетическая память».

Нина Бережная, корреспондент:

«Это точно».

Любовь Камаева:

«Ну вот, все».

Нина Бережная, корреспондент:

«Прекрасно. Она, конечно, не такая прекрасная, как ваша».

Любовь Камаева:

«Но все равно же получилась».

Нина Бережная, корреспондент:

«Вот такая «кукла-мотанка» получилась у меня. Оказывается, их действительно достаточно несложно делать, но для того, чтобы она получилась аккуратной, руку, конечно, набивать и набивать».

В студии творчества «Эпохи» еще много чего интересного. Здесь с головой окунаешься в прошлое. Узнаешь, чем жили, чем увлекались, чему отдавали себя наши прародители. Знать и уважать историю – важно. Продолжать и чтить исконные традиции – еще важнее.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибку и нажмите клавиши Ctrl + Enter

Комментарии

Оставьте комментарий первым